Сообщение
step » 17 авг 2010, 02:48
Социальные возмездные жилищные программы правительства Москвы, в том числе и программа «Молодой семье - доступное жилье».
Способ улучшения жилищных условий – предоставление квартиры из собственности г. Москвы по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.
Условия, льготы, ценообразование.
Программа «Молодой семье - доступное жилье» принята была в 2002 году (Постановление Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. N 805-ПП) цель ее – помочь молодым очередникам, которые имеют возможность приобрести квартиры – при первоначальной финансовой помощи города и определенных льготах.
По условиям 1 этапа программы (2003-2005г.г.), ее участниками могли стать в том числе и молодые семьи, не имеющие детей. Семьям, у которых во время действия договора купли-продажи рождались дети, город списывал часть еще не выплаченного долга. Первый ребенок «стоил» 10 квадратных метров, второй – 14 и третий – 18.
Город продавал молодым квартиры не только с пятилетней рассрочкой платежа, но и по льготным ценам. Цены варьировались в зависимости от типа дома, но в среднем составляли от 400 до 650 условных единиц за один квадратный метр (по данным официального издания департамента жилищной политики и жилищного фонда «Квартирный ряд» № 47(462) от 27 ноября 2003 г.). По сведениям участников программы - от 320 до 900 условных единиц за один квадратный метр. Начиная с 2005 года, цена стала определяться из себестоимости строительства, т.е. из фактических затрат, включая затраты на инфраструктуру.
При заключении договора купли-продажи ее участники сразу выплачивают 30% от стоимости выбранной ими квартиры, на оставшуюся часть они получали рассрочку под 3-8% годовых. Размер процентов за рассрочку варьировался от сроков пребывания в очереди.
Проценты за рассрочку перечислялись не в бюджет города, а на счет хозяйствующего субъекта ГУП «»МГЦАЖ» на развитие предприятия.
Молодым семьям было предоставлено около 7,7 тыс. квартир общей площадью более 462 тыс. кв. метров.
2 этап программы «Молодой семье - доступное жилье» (Постановление правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-ПП) в период 2006-2008 г.г.
В целях данной Программы молодой семьей стали считать семью с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи - мать или отец) не достигли 30-летнего возраста, а также семью без детей, в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года. А именно: полным семьям, имеющим детей; неполным семьям, имеющим детей; полным семьям, не имеющим детей, при наличии беременности сроком не менее двадцати восьми недель. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать в городе Москве.
Заключается договор купли-продажи с рассрочкой платежа сроком до 10 лет включительно. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы установлен мораторий на досрочное погашение в течение 5 лет. При заключении договора Участник единовременно оплачивает не менее 20 процентов от стоимости квартиры, и не более 40%. При наличии в семье Участника двух детей размер первоначального взноса может быть снижен до 15 процентов, а при наличии трех и более детей - до 10 процентов. Стоимость квадратного метра квартиры и размер процентов за рассрочку платежа определяются в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы - 5% годовых за рассрочку – в бюджет города. Дополнительно 5% от невыплаченного остатка стоимости квартиры (плюс 18% НДС) ежегодно - ГУПу «Московский городской центр арендного жилья» за услуги по оформлению и «по сопровождению» договора купли-продажи с рассрочкой платежа – нормативными актами правительства Москвы перечень и стоимость услуг ГУП «МГЦАЖ» не установлена. Итого эффективная ставка ежегодных процентов от невыплаченного остатка стоимости квартиры составляет 10,9% ежегодно. (Для сравнения ставка по кредиту по «Социальной ипотеке»- другой возмездной жилищной программе г. Москвы- 10,5% годовых, с возможностью досрочного погашения). Роль ГУП «МГЦАЖ» по условиям второго этапа программы «Молодая семья» определена в качестве управляющей компании в домах, где не менее 70% квартир предоставлены участникам программы. Кроме ГУП «МГЦАЖ» поручено заключать договоры аренды на переданные ему в хозяйственное ведение нежилые помещения исключительно путем проведения конкурсов в порядке, установленном законодательством, в том числе использования в установленном порядке нежилых помещений на первых этажах домов, заселенных молодыми семьями, для организации досуга и быта молодых семей, создания семейных центров, проведения воспитательной, образовательной и оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.
Льгота в виде списания части задолженности при рождении (усыновлении) в семье ребенка в период действия договора составляет: для первого ребенка, родившегося в семье, - в размере стоимости 10 кв. м общей площади; для второго ребенка, родившегося в семье, - в размере стоимости 14 кв. м общей площади; для третьего и каждого последующего ребенка, родившегося в семье, - в размере стоимости 18 кв. м общей площади за каждого ребенка. По условиям программы для Заявителей, имеющих трех и более детей, выкупная стоимость жилого помещения при заключении договора купли-продажи определяется за вычетом стоимости 30 кв.м из общей площади этого жилого помещения. На практике выкупная стоимость полностью указывается в договоре, вычет стоимости 30 кв. метров производится из первоначального взноса, а ежегодные платежи за рассрочку по выкупу и за услуги ЦАЖ в размере 10,9% начисляются от невыплаченного остатка полной стоимости квартиры. Сумма списания и первоначальный взнос не должны были быть более 40%. Если бы многодетной семье списывали стоимость 30 кв. метров с общей стоимости квартиры, и разрешали заплатить 40% от оставшейся стоимости, то то невыплаченный остаток был бы меньше и проценты. Которые начисляются на невыплаченный остаток, были бы менее обременительны.
Молодым семьям в 2006-2008 гг. было предоставлено 8736 квартир по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.
3 этап программы «Молодой семье - доступное жилье» утвержден постановлением правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП на период с 2009-2011 г.г. и распространяется на следующие категории семей граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.:
ожидающие рождение ребенка (при представлении справки о беременности сроком не менее 28 недель); усыновившие (удочерившие) несовершеннолетнего ребенка; имеющие ребенка в возрасте до пяти лет(включительно); имеющие трех и более несовершеннолетних детей или ребенка- инвалида. В рамках данной Программы молодой семьей считать семью с детьми, в которой оба супруга (в случае неполной семьи - мать или отец) не старше 35 лет (включительно), а также семью без детей, в которой оба супруга не старше 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке не менее одного года. Все члены молодой семьи должны быть гражданами Российской Федерации и хотя бы один из супругов должен постоянно проживать в городе Москве.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает в установленном порядке с заявителем договор купли-продажи с рассрочкой платежа сроком до 15 лет включительно, на основании которого предоставляет участнику жилое помещение в виде отдельной квартиры, являющейся собственностью города Москвы, для проживания и выкупа. При определении размера квартиры, предоставляемой по договору, учитывается наличие у членов молодой семьи жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования. При заключении договора участник единовременно оплачивает не менее 20, но не более 60 процентов от выкупной стоимости жилого помещения. При наличии в семье участника двух детей размер первоначального взноса может быть снижен до 15 процентов, а при наличии трех и более детей - до 10 процентов. При заключении договора с участником, имеющим в составе семьи инвалида, первоначальный взнос может быть установлен в диапазоне от 10 до 80 процентов по желанию участника. Выкупная стоимость квадратного метра жилого помещения и размер процентов за рассрочку платежа определяются в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы. Проценты за рассрочку по выкупу определены в размере 5% годовых от невыплаченного остатка стоимости квартиры. На практике, как и во 2 этапе программы – эффективная ставка составляет 10,9% (включающая в себя 5,9 процентов годовых в пользу ГУП «МГЦАЖ» за услуги по сопровождению договора купли-продажи). Досрочные выплаты за выкуп и оформление в собственность жилого помещения могут быть произведены не ранее чем через 3 года с даты заключения договора.
Семье, имеющей до подписания сторонами договора купли-продажи трех и более детей, производится единовременное списание в размере стоимости по договору 30% площади жилого помещения. Семья, имеющая до подписания сторонами договора купли-продажи с рассрочкой платежа трех и более детей и воспользовавшаяся льготой по списанию 30% площади жилого помещения, вправе воспользоваться также льготой по списанию при рождении (усыновлении) ребенка в данной семье в период действия договора в установленном порядке. Размер долга, подлежащий списанию, при рождении (усыновлении) в семье ребенка равен стоимости по договору 30% площади жилого помещения, но не может превышать остатка невыплаченной стоимости жилого помещения.
Льготы при списании части задолженности за приобретаемое в рамках Программы жилое помещение или при расчете его выкупной стоимости распространяется на договоры купли-продажи жилых помещений, подлежащие заключению на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых с 1 января 2009 г.
Выбор управляющих организаций в домах, заселяемых в рамках третьего этапа Программы, осуществляется по условиям программы в установленном законодательством порядке, поэтому значение ГУП «МГЦАЖ» в качестве управляющей компании, как и во втором этапе программы на практике изменилось, тем более, что квартиры участникам программы «Молодая семья» стали предоставляться в городах Московской области, а не в Москве, и управляющие компании, в домах, приобретаемых правительством Москвы для последующей реализации по возмездным жилищным программам, назначаются компаниями-застройщиками.
В 2009 году распоряжения префектов на предоставление квартир по договорам купли- продажи с рассрочкой платежа, в том числе и по программе «Молодая семья, были выписаны на 2902 квартиры («Квартирный ряд» №40 от 5-11 ноября 2009 г.)
Как видим условия программы «Молодой семье-доступное жилье» меняются:
1. Изменился срок рассрочки от 5 лет -10лет - 15 лет.
2. Увеличился возраст супругов с 30 - до 35 лет.
3. Менялся размер первоначального взноса. От не менее 30%, до не менее 10% по льготным условиям. От не более 30%, потом 40%, потом 60%, вплоть до 80% по льготным условиям.
4. В первом этапе не было моратория на досрочное погашение. На втором этапе мораторий- 5 лет. В третьем этапе- 3 года.
5. Менялись льготы на списание части стоимости квартиры при рождении ребенка: от стоимости 10 кв. метров - 14 кв. м– до 30% стоимости квартиры.
6. Повысились проценты за рассрочку от 3% - до 10,9% ежегодно на невыплаченный остаток стоимости квартиры.
7. Выкупная стоимость квартир на первом этапе определялась по стоимости фактических затрат на строительство и учетом затрат на инфраструктуру, позднее выкупная стоимость определяется по фактическим затратам на строительство без учета затрат на инфраструктуру, затем в соответствии с методикой расчета прибавились различные коэффициенты- повышающие и понижающие стоимость квартир в зависимости от сроков пребывания в очереди.
1.Часть изменений, например списание части стоимости квартиры за рождение ребенка- произошла в положительную сторону. Однако касаются они лишь небольшой части семей. К семьям, вступившим в программу «Молодой семье - доступное жилье» в разные этапы ее реализации и родившим ребенка после 1 января 2009 г. применяются разные льготы – от списания стоимости 10 кв. м квартиры - до 30% стоимости квартиры. Получается, что дети, родившиеся в один и тот же день «стоят» по-разному. Имело бы смысл распространить эту льготу ко всем детям участников программы, родившимся после 1 января 2009 г.
2. В целом как положительное можно охарактеризовать и увеличение срока рассрочки по договору купли-продажи, но семьи должны иметь право на досрочное погашение по соглашению сторон в любое время, что и предусмотрено постановлением правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 607-ПП «Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» .
По гражданскому кодексу рассрочка может быть возмездной и безвозмездной, однако правительство Москвы выбрало возмездную рассрочку по договорам купли-продажи в рамках социальных возмездных программ.
Правительство Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не вправе устанавливать мораторий на досрочное погашение, исключительно ради получения дохода от процентов за рассрочку в бюджет города и за услуги ГУП «МГЦАЖ», в противном случае теряется социальный смысл программы.
3. Неприемлемо широко применяемое на практике и непредусмотренное условиями программы дополнительное обязательное условие об оплате услуг ГУП «МГЦАЖ» по оформлению и сопровождению договоров купли-продажи с рассрочкой платежа в размере 5,9% ежегодно от невыплаченного остатка стоимости квартиры с внесением этого условия в договор купли-продажи. П.2 ст.16 ФЗ «О защите прав потребителя» запрещает обусловливать приобретение какого-либо товара или услуг обязательным приобретением других товаров или услуг.
Перечень услуг и конкретная стоимость услуг не определена, договор на оказание возмездных услуг между гражданами и ГУП «МГЦАЖ» не заключается.
Для справки: в соответствии с калькуляцией расходов связанных с заключением договоров социального найма с гражданами, расход на оформление одного договора социального найма:
в 2009 г. -117,20 руб. в 2010 г. - 150,34 руб. (Приложение № 1).
Главное управление финансового контроля города Москвы по поручению мэра Москвы проверило факты, изложенные в статье “Молодые семьи сочли себя жертвой платежа”, опубликованной в газете “Московский комсомолец” 13 мая 2010 года. Проверка показала, что установление платежей за выполнение работ по оформлению и сопровождению договоров купли-продажи в процентном исчислении недостаточно аргументировано, поскольку трудозатраты ГУП “ЦАЖ” на данный вид услуг не зависят от выкупной стоимости жилых помещений. Начальник управления Л.А.Винокурова сообщает, что мэром Москвы дано поручение Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы разработать экономически обоснованную цену на работы по оформлению и сопровождению договоров купли-продажи жилых помещений (Московский Комсомолец № 25377 от 17 июня 2010 г.)
Решением и предписанием УФАС по Москве по делу № 3-25-56/09 от 13 ноября 2009 г. незаконной признана передача госполномочий и госфункций от органа исполнительной власти - хозяйствующим субъектам. Незаконным признано и взимание денежных средств с граждан ГУПами за услуги, которые являются государственными и должны оказываться безвозмездно. Это предписание касается и деятельности ГУП «МГЦАЖ».
Ценообразование.
В условиях программы говорится, что выкупная стоимость квадратного метра жилого помещения, предоставляемого по договорам купли –продажи с рассрочкой платежа устанавливается нормативными актами г. Москвы.
На основании информации Управления планирования городского жилищного заказа о средней стоимости строительства 1 кв. метра жилой площади (Тдц) в домах, строящихся за счет средств городского бюджета Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы издается распоряжение о применении показателей выкупной стоимости жилья по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа (Прил. №2).
Например: на 01.08.2008 г. – 32100 руб./кв. м , после 12.05.2009 г.- 38796,12 руб./кв.м.
Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы определяет для использования в следующем календарном году среднюю стоимость строительства по городскому заказу 1 кв. метра площади жилых помещений (Тдц) в жилых домах на основе фактической стоимости строительства, за исключением затрат на строительство внутриквартальных инженерных сетей, гаражей (автостоянок), объектов гражданской обороны, а также на работы подготовительного периода (снос строений, перекладка коммуникаций, отселение жителей и т.д.), и ежегодно представляет в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предварительную информацию о средней стоимости строительства по городскому заказу 1 кв. метра площади жилых помещений до 15 декабря текущего календарного года, окончательную - до 1 апреля следующего календарного года.
Конкретная стоимость жилья с учетом разных поправочных коэффициентов рассчитывается на основании Постановления правительства Москвы №703-ПП от 14 августа 2007 г. «Об утверждении методики расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ». (До его принятия действовало распоряжение Правительства Москвы от 12 сентября 2003 г. N 1630-РП "Об утверждении Методики расчета стоимости жилых помещений, реализуемых Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по решениям Правительства Москвы", в котором не учитывался коэффициент за количество лет пребывания в очереди).
Вышеуказанная стоимость (Тдц) умножается на – коэффициент серии дома (Ксерии), учитывающий технические характеристики многоквартирного дома. Значение коэффициента принимается равным: для домов-новостроек массовых серий: П-44Т, КОПЭ - 1,19; П-3М, ГМС-2001 - 1,20; И-155 - 1,17; П-46М - 1,12.
Таким образом, вышеуказанная базовая цена, определенная по фактическим затратам на строительство, без учета затрат на инфраструктуру, за 1 кв.метр жилой площади 2008 года будет колебаться в зависимости от серии дома в пределах 35952-38520 руб., а цена 2009 года в пределах 43451,65 -46555,34 руб.
Следует отметить, что в пределах города Москвы применяется зональный коэффициент изменяющий стоимость в зависимости от расположения относительно центра города. Поэтому стоимость квартир с применением зонального коэффициента, как правило, еще изменяется.
Например, зональный коэффициент в районе Пресненский ЦАО г. Москвы – 1,36, Сокол САО -1,19, Марьина роща СВАО- 1,08, Текстильщики ЮВАО- 0,92. В целом величина зонального коэффициента колеблется от 0,62 во Внуково ЗАО- до 1,65 Арбат ЦАО.
В последние годы очередникам города - участникам возмездных жилищных программ предоставляются квартиры исключительно в городах Московской области – и по московским ценам. До 12 мая 2009 г. стоимость квартир в городах Московской области определялась по стоимости квартир в ближайшем микрорайоне г. Москвы (Прил. №3).
По решениям префектов о предоставлении права на покупку квартир принятых после 12 мая 2009 г., для расчета стоимости квартир стал применяться областной территориальный коэффициент – 0,45/0,5, но поскольку в 2009 г. базовая стоимость квартир (Тдц) по сравнению с 2007 и 2008 гг. увеличилась, то применение областного понижающего стоимость коэффициента, не понизило существенно стоимость квартир для участников программы.
Таким образом, стоимость квартир с учетом областного коэффициента 0,45/0,5 с сентября 2009, г., когда это изменение стало применяться на практике, составляет от 19553,24 руб. – до 23277,67 руб.
Это постановление о методике расчета выкупной стоимости вступило в силу с 1 сентября 2007 г.
При заключении договоров купли-продажи жилых помещений на основании правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принятых до 1 сентября 2007 г., о предоставлении жилых помещений вне границ территории города Москвы расчет выкупной цены осуществлять согласно Методике без использования коэффициента, учитывающего количество лет пребывания гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и наличие права на льготы при предоставлении жилого помещения.
Коэффициент льгот колеблется от 0,3 –до 1,7. Стоимость квартиры для очередников разных лет постановки на учет различается в 6 раз (Прил. 4). В приложении 4 указаны цены до 01.08.2008 г.
Для очередников со сроком пребывания в очереди коэффициент льгот составляет 1,0. Для тех, кто в очереди более 10 лет- льготный коэффициент уменьшает стоимость квартиры. Для тех, кто имеет менее 10 лет пребывания в очереди - коэффициент увеличивает стоимость квартиры. Для очередников, вставших на жилищный учет после 1 марта 2005 г., т.е. со стажем в очереди 5 лет и менее - самый большой повышающий коэффициент - 1,7.
Этот повышающий коэффициент 1,7 также распространяется на следующие категории граждан:
- нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
- улучшающих жилищные условия с использованием государственных жилищных сертификатов;
- выкупающих освободившиеся комнаты в квартирах коммунального заселения в случае, если эти граждане имеют гражданство Российской Федерации и занимают жилые помещения площадью менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи (категория граждан, установленная ч. 2 статьи 38 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения");
- выкупающих в соответствии с действующим законодательством жилые помещения, ранее предоставленные им по договору найма служебного жилого помещения, по договору, заключенному на условиях субаренды или служебному ордеру;
- признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту работы и выкупающих жилые помещения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, с учетом повышающего коэффициента 1,7 для большой категории граждан со сроками стажа в очереди 5 лет и менее, стоимость 1 кв. метра жилья в Московской области даже с применением областного понижающего коэффициента будет составлять от 33206,51 руб. – до 39572,04 руб.
По оценкам Департамента жилищной политики и жилищного фонда 30-40% очередников готовы воспользоваться возмездными программами. Департамент жилищной политики также отмечает, что 90% очередников улучшают жилищные условия путем деления на элементарные семьи по поколениям: как правило старшее поколение остается в прежней квартире, а молодые семьи приобретают новую («Квартирный ряд» №44 от 3-9 декабря 2009 г.). Без сомнения, возмездным способом улучшения жилищных условий выгоднее воспользоваться тем молодым семьям, чьи родители встали в очередь на улучшение жилищных условий давно- более 10 лет назад, тем более, что квартиры предоставляются не по социальной норме 18 кв метров на человека, а из расчета по комнате на члена семьи, при наличии такой возможности.
Однако, большая часть участников программы «Молодая семья» имеет стаж пребывания в очереди менее 10 лет.
При этом следует отметить, что большая доля очередников заключала договоры без применения областного коэффициента- до сентября 2009 г., поэтому стоимость 1 кв. метра квартир, предоставляемых в рамках возмездных жилищных программ составляет в среднем 25 тысяч - 40 тыс. руб. Колебания стоимости одного квадратного метра для покупателя по возмездной жилищной программе в зависимости от применения коэффициентов по стажу пребывания в очереди: 8 тыс. руб.- 79 тыс. руб.
В целом, следует отметить, что с введением коэффициента по стажу пребывания в очереди выиграли очередники с большим стажем- это можно назвать льготным коэффициентом. Но для очередников со стажем пребывания в очереди менее 10 лет, к которым в основном относятся участники программы «Молодой семье -доступное жилье», с введением в 2007 году повышающего коэффициента, который никак нельзя назвать льготным, это является ухудшением условий жилищной программы.
Примеры стоимости квартир для отдельных семей:
--------------
Из доклада заместителя руководителя департамента Владимира Брыкова на собрании хозяйственно-экономического актива Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в 2009 году жилыми помещениями были обеспечены и сняты с учета почти 15 тысяч семей очередников. При этом около 7 тысяч семей улучшили свои жилищные условия с помощью городских возмездных программ («Квартирный ряд» №7 (782) от 4 марта 2010 г.).
Таким образом, соотношение очередников, получивших квартиры бесплатно по договорам социального найма в домах, построенных за счет бюджета города и очередников, приобретающих квартиры на возмездной основе и выплачивающих стоимость квартир по фактическим затратам на строительство в бюджет города – сопоставимо почти 1:1.
Не случайно в преамбуле Постановления Правительства Москвы № 607-ПП от 22 июля 2008 года «Об организации продажи с рассрочкой платежа жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» говорится: «В соответствии с Законом города Москвы от 14 июня 2006 г.N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в целях организации единой системы реализации жилой площади, находящейся в собственности города Москвы, физическим лицам по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, а также рационального использования жилых помещений и привлечения дополнительных средств для выполнения городских жилищных программ Правительство Москвы постановляет:…»
Из вышесказанного с большой долей уверенности можно сделать вывод, что по такой схеме жилищные проблемы одной категории очередников решаются за счет другой категории очередников.
Постановление Московской городской Думы № 209 от 16.06.2010
«Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы
в 2009 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях» отмечает:
«В области контроля расходования бюджетных средств в инвестиционной сфере одним из наиболее значимых системных нарушений по-прежнему оставалось включение в Адресную инвестиционную программу города Москвы (далее - АИП) объектов, не обеспеченных проектно-сметной документацией (далее - ПСД), позднее утверждение ПСД. Указанные нарушения привели к затягиванию сроков размещения государственного заказа на строительство объектов, заключению государственных контрактов по предварительным (приблизительным) договорным ценам с последующей их корректировкой в сторону значительного увеличения по мере утверждения ПСД, а также уточнению годовых лимитов финансирования при исполнении бюджета. В частности, в ходе контрольных мероприятий установлено, что не были своевременно обеспечены ПСД более 50 процентов жилых домов, введенных в эксплуатацию в 2008 году,
Продолжает иметь место недостоверное определение стоимости строительства. В отчетном году выявлено избыточное расходование бюджетных средств в размере 94,6 млн. рублей, возникшее в связи с завышением сметной стоимости работ в локальных сметах.
Так, несвоевременная разработка ПСД, несвоевременное освобождение строительных площадок, проведение торгов без утвержденной ПСД стали причинами невыполнения (несвоевременного выполнения) отраслевых показателей АИП, оплаты по факту выполненных работ, а в ряде случаев приводили к увеличению стоимости строительства. Одна из причин роста дебиторской задолженности по капитальным вложениям - длительная процедура оформления и передачи прав города на жилые помещения, приобретенные за счет долевого участия города Москвы в инвестирование строительства жилых домов для решения городских социальных задач.
Выявлены факты, свидетельствующие о системных нарушениях при размещении государственного заказа, в том числе при заключении контрактов без проведения конкурсов на выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение функций заказчика на строительство жилья, соинвестирование строительства, а также на приобретение жилья.
При этом в рамках проверки эффективности и целевого расходования бюджетных средств, выделенных на строительство и приобретение муниципального жилья в 2008 году, установлено, что затраты городского бюджета на 1 кв. метр жилья по заключенным государственным контрактам и договорам на соинвестирование строительства жилых помещений и их приобретение составили без проведения торгов от 62,0 до 66,6 тыс. рублей, с проведением торгов - от 54,3 до 54,5 тыс. рублей.
Значимой остается проблема недостаточного контроля за приемкой объектов в эксплуатацию. В ходе проведения контрольных мероприятий отмечен ряд системных проблем, препятствующих обеспечению условий реализации жилищного строительства, достижения его конечных результатов:
по-прежнему сохраняются длительные сроки оформления прав собственности города на введенные в эксплуатацию жилые дома. В частности, по указанной причине на реализацию Московской программы «Молодой семье - доступное жилье» направлено только 32,7 тыс. кв. метров жилой площади из 434,5 тыс. кв. метров, приобретенной городом в Московской области в 2008 году. Фактически предоставление жилой площади молодым семьям происходит по остаточному принципу. Необходимо отметить, что за период ранее действовавшей программы на улучшение жилищных условий молодых семей было направлено только 77,1 процента жилой площади.
Указанные системные недостатки приводят к существенному отставанию выполнения городских социальных программ.»
В заключение следует отметить, что сбой в реализации жилищных возмездных программ г. Москвы, в том числе и программы «Молодой семье-доступное жилье», наблюдается с 2006 года, когда распоряжения префектов на предоставление права на покупку жилых помещений из жилищного фонда Москвы стали предоставляться на квартиры в домах с незавершенных строительством и неоформленными правами собственности города.
Участники жилищных программ дожидаются ввода дома в эксплуатацию и вселения от нескольких кварталов до 2 лет, права собственности города на продаваемые очередникам квартиры не оформляются по нескольку лет, из-за чего невозможно законным порядком заключить договоры купли-продажи (ни на одну из нескольких тысяч квартир, предоставленных очередникам в Московской области, права собственности города не зарегистрированы). Что не мешает Департаменту жилищной политики, снимать граждан с жилищного учета, как уже обеспеченных жилой площадью, что существенно улучшает отчетные показатели для чиновников, и взимать с граждан платежи за выкуп и рассрочку в бюджет города Москвы при отсутствии заключенных договоров купли-продажи, зарегистрированных в установленном законом порядке в Росреестре.
Перечень приложений:
1. Приложение 1. Объемы средств на финансирование расходов связанных с заключением договоров социального найма с гражданами. 1 л.
2. Приложение 2. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда № 971 от 12 мая 2009 г. «О применении новых показателей при расчете выкупной стоимости в 2009 г.» 1 л.
3. Приложение 3. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда № 502 от 05 марта 2008 г. «Об утверждении выкупных стоимостей жилых помещений, реализуемых гражданам по программе «Молодой семье - доступное жилье». 1 л.
4. Приложение 4. Приложение к распоряжению по Департаменту от 05.03.08 № 502. 1 л.
5. Приложение 5. 3 л.
6. Приложение 6. 3 л.
7. Приложение 7. . 3 л.
8. Приложение 8. 3 л.
9. Приложение 9. 3 л.
10. Приложение 10. . 3 л.
11. Приложение 11. 3 л.
Всего приложений на 25 листах.
Последний раз редактировалось
step 18 авг 2010, 16:36, всего редактировалось 1 раз.