Как правило, сотни проектов нормативных актов, размещенные на сайте правительства Москвы в многочисленных управлениях, департаментах комитетах и прочее, перекочевывают в архив и заключений по ним нет- тексты экспертиз не публикуются, эксперизы не проводятся.
Несмотря на большое количество аккредитованных для проведения экспертизы организаций и физлиц.
Так что по большому счету - это профанация закона "О противодействии коррупции".
Я искала долго хотя бы одно заключение и, о чудо, нашла.
Публикую целиком, потому что это чудо имеет отношение и к проблемам молодой семьи.
Экспертное заключение
по результатам проведения независимой экспертизы проекта постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года № 199-ПП „О Порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребёнка молодым семьям”»
Венедиктовым Андреем Альбертовичем, аккредитованным в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность (распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2009 г.№ 1545-р), в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктами 4-8 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, Правилами проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов и
должностных лиц исполнительной власти города Москвы, утверждёнными постановлением Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. № 513-ПП, проведена экспертиза проекта постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года № 199-ПП „О Порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребёнка молодым семьям”» в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном проекте нормативного правового акта выявлены следующие положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, а также недочёты технико-юридического характера:
1. Пункт 1.1 проекта Положения о порядке назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребёнка молодым семьям (далее – Положение) гласит: «Право на получение дополнительного единовременного пособия имеет один из родителей (усыновитель) ребёнка, являющийся гражданином Российской Федерации, в молодой семье, в которой оба родителя не достигли возраста 30 лет. К ним относятся: … в) одинокая мать…».
Данное положение содержит
нормативную коллизию технико-юридического характера, которая может быть устранена в случае замены слов «оба родителя» на «оба родителя или единственный родитель».
Имеется также
неопределённость при решении вопроса, распространяется ли данная льгота на единственного усыновителя ребёнка.
В целях устранения данного коррупциогенного фактора целесообразно дополнить пункт 1.1 подпунктом «г» следующего содержания:
«г) единственный усыновитель, имеющий место жительства в городе Москве совместно с ребёнком, на которого назначается дополнительное единовременное пособие».
2.
Имеется противоречие между пунктами 1.4 и 1.6 (подпункт «е») Положения. Пункт 1.4 устанавливает, что «наличие права на дополнительное единовременное пособие (возраст, гражданство и место жительства родителей) определяется на дату рождения ребёнка», а подпункт «е» пункта 1.6 – что дополнительное единовременное пособие не назначается «гражданам, снятым с регистрационного учёта в городе Москве вместе с ребёнком на дату обращения за пособием».
Данные положения не могут рассматриваться как общая и специальная нормы, поскольку пункт 1.4 устанавливает, что на дату рождения ребёнка определяется именно «наличие права» на пособие. Учитывая, что по смыслу закона право на получение пособия возникает по факту рождения ребёнка, целесообразно подпункт «е» пункта 1.6 Положения исключить.
3. Пункт 1.5 Положения гласит: «На одного ребёнка может быть назначено и выплачено только одно дополнительное единовременное пособие». Положение фактически распространяет право на дополнительное единовременное пособие также на лиц, усыновивших ребёнка. Данный пункт ста-
вит право усыновителей на получение пособия в зависимость от того, получали ли единовременное пособие родители ребёнка. В
целях устранения предпосылок для возможного неравенства прав усыновителей на получение мер государственной поддержки, не обусловленных целями её введения, целесообразно дополнить данный пункт предложением: «Данное ограничение не распространяется на случаи усыновления ребёнка, родителям которого ранее назначалось дополнительное единовременное пособие (за исключением усыновления ребёнка супругом родителя)».
3. Пункт 1.6 Положения: «Дополнительное единовременное пособие не назначается: … в) гражданам, лишённым родительских прав или ограниченных в родительских правах в отношении ребёнка, на которого назначается дополнительное единовременное пособие».
Данная технико-юридическая погрешность («не назначается на ребёнка, на которого назначается») может быть
устранена в случае изложения подпункта «в» в следующей редакции: «в) гражданам на ребёнка, в отношении которого они были лишены родительских прав или ограничены в родительских правах».
4. Пункт 2.2 Положения содержит следующую норму: «При определении размера дополнительного единовременного пособия учитывается величина прожиточного минимума, установленная Правительством Москвы в расчёте на душу населения, действующая на дату рождения ребёнка».
Данная норма
допускает неоднозначное толкование с учётом практики установления величины прожиточного минимума в городе Москве. Как правило, величина прожиточного минимума за квартал устанавливается Правительством Москвы не ранее чем через месяц после окончания соответствующего квартала.
Рассмотрим пример. Пусть ребёнок родился 1 декабря 2009 года. 10 декабря 2009 г. родители обратились в органы социальной защиты населения за получением пособия. На момент обращения величина прожиточного минимума за IV квартал 2009 года еще не была установлена. По всей видимости, предполагается, что пособие должно быть выплачено исходя из величины прожиточного
минимума в III квартале 2009 года (7493 руб.). Если же за получением пособия родители обратились в апреле 2010 года (когда величина прожиточного минимума за IV квартал 2009 года уже была установлена), то пособие в соответствии с упомянутой нормой нужно будет выплачивать исходя из размера 7406 руб., т.к. именно эта величина будет «действующей на дату рождения ребёнка».
Возникает вопрос: следует ли производить доплату пособия, если после его выплаты будет установлена большая величина прожиточного минимума за квартал, в котором родился ребёнок? Как быть в случае, когда величина прожиточного минимума уменьшится по сравнению с предыдущим кварталом? Одним из вариантов устранения
данного недочёта могло бы стать дополнение пункта 2.2 следующим предложением: «Величина прожиточного минимума применяется для определения размера дополнительного единовременного пособия со дня вступления в силу постановления Правительства Москвы об установлении величины прожиточного минимума».
5. Пункт 2.3 Положения гласит: «При рождении одновременно двух, трёх
и более детей дополнительное единовременное пособие выплачивается в размерах, установленных соответственно при рождении первого, второго, третьего и последующих детей».
Формальное толкование данной нормы предполагает, что если в семье имеется один ребёнок и родилось ещё двое, то пособие на них будет выплачено как на первого и второго ребёнка. Однако, по всей видимости,
это является результатом неудачной формулировки и подразумевается, что в этом случае пособия должны быть выплачены как на второго и третьего ребёнка.
С учетом изложенного целесообразно дополнить пункт 2.3 словами: «Если на момент рождения одновременно двух и более детей в семье уже имеется один ребёнок, то на одного из одновременно родившихся детей пособие назначается в размере, установленном при рождении второго ребёнка, а на остальных – в размере, установленном при рождении третьего и последующих детей.
Если на момент рождения одновременно двух и более детей в семье уже имеется двое или более детей, то на каждого из одновременно родившихся детей пособие назначается в размере, установленном при рождении третьего и последующих детей.» Кроме того,
в целях устранения избыточности текста целесообразно в пункте 2.3 слова «двух, трёх и более детей» заменить на «двух и более детей».
6. Пункт 2.5 Положения
устанавливает неопределённое и трудновыполнимое требование к гражданам при решении вопроса об учёте в составе семьи детей мужа. Так, одним из условий учёта детей мужа и усыновлённых им детей указывается тот факт, что дети «воспитываются и проживают в этой семье». При этом в пункте 2.4 для детей жены требуется лишь их проживание в семье. Учитывая, что при проживании ребёнка в семье его воспитание в той же семье
презюмируется, а документально доказать факт «воспитания» практически невозможно, целесообразно слова «воспитываются и» из пункта 2.5 исключить.
7. Пункт 3.3 Положения
характеризуется неполнотой предполагаемой административной процедуры. В частности, из его текста не понятно, каким образом гражданин должен «документального подтвердить факт неполучения дополнительного единовременного пособия другим родителем (усыновителем)». Не указано, какие органы, в какие сроки и в какой форме обязаны дать такое подтверждение. Это может повлечь
неопределенность сроков, условий или оснований назначения пособия. В
целях устранения данного коррупциогенного фактора целесообразно слова «при условии документального подтверждения факта неполучения дополнительного единовременного пособия другим родителем (усыновителем)» заме-
нить на «после проведения дополнительной проверки в целях установления факта неполучения дополнительного единовременного пособия на этого ребёнка».
8. Пункт 6.1 Положения содержит
неудобную для восприятия фразу «документы, подтверждающие фактическое проживание детей». По всей видимости, имелось в виду «документы, подтверждающие место фактического проживания детей».
доктор экономических наук А.А. Венедиктов
«14» апреля 2010 г.
Текст заключения найден на сайте Департамента социальной защиты населения г. Москвы, здесь:
http://www.dszn.ru/laws/lawsarchive/
Там же можно ознакомиться и с проектом постановления правительства Москвы „О Порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребёнка молодым семьям”»
Для чистоты эксперимента просмотрела все.
Обнаружено еще два заключения на сайте Департамента образования:
http://www.educom.ru/ru/korruptsiya/arhiv/
Эти редкие исключения подтверждают правило.
Экспертиза проектов постановлений как правило не проводится.